Сергиев Посад

Сергиев Посад

История города
Сергиев Посад — одно из древнейших поселений Подмосковья. Едучи из Москвы к северу в сторону Ярославля, "вдруг" встречаешься с заповедной обителью. Как сказочное чудо, выплывают из-за горизонта золоченое и синее в звездах многоглавие соборов, изразцовые "в шахмат" стены трапезной, ажурных, почти воздушные ярусы колокольной 88-и метровой стрелы, ставшей центром сложившегося архитектурного ансамбля. Таким мы видим облик современного нашего города. Но история Сергиева Посада возникла и возрождалась в трудных условиях классовой борьбы.

Власть татарских ханов над Русскими землями установилась после походов хана Батыя в 1237-1238 и в 1239-1240 гг., когда подпала Русь под власть Золотой Орды. Монгольское завоевание было не только разгромом государственной и культурной жизни древней Руси, но оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. В.О.Ключевский (1841-1911) историк, академик писал: "Во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса произведенного нашествия татар... Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость, не находя ни какого выхода"... "Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином".

Спасаясь от страшного террора родители Сергия (Варфоломея) Кирилл и Мария с тремя детьми в 1330 году уехали в малый городок Радонеж, покинув навсегда Ростов-Ярославский. С семилетнего возраста Варфоломей учился грамоте с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром. Оба брата учились хорошо, а Варфоломей оказался тупым к учению. "Было это, говорит жизнеописатель, по усмотрению божию, дабы дитя получило книжный разум не от людей, а от Бога". Е.Голубинский.

Больные родители Варфоломея постриглись и приняли монашество в Хотьковском монастыре, который в то время был одновременно общим: и мужским и женским. "Древность знала монастыри для монахов и монахинь общие. Соборное определение 1504 года запретило это." Кирилл и Мария скончались в 1337 году.

Последние годы Варфоломея прошли в Радонеже. Родители умерли, у Стефана умерла жена и он тоже принял монашество в Хотьковском монастыре. Варфоломей избрал самый трудный путь жизни через отшельничество. Он отправился в Хотьковский монастырь, убедил Стефана вместе идти из Хотьково в недалекие леса. Они выбрали небольшое место, высившееся как маковка, позже и названная Маковицей. Братья Варфоломей и Стефан первоначально устроили шалаш, а затем келию и малую церквицу. "Митрополит Феогност прислал священника из Москвы, который освятил церквицу во имя святой Троицы." Пустыня была настоящая и суровая. Стефан не мог долго терпеть такого уединения и ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

"Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в середине 14 века (вероятнее всего в 1345 г.) в глухих лесах северного Подмосковья... Основатель монастыря Сергий Радонежский (1314-1392) поддерживал политику московских князей по единению сил для борьбы за национальную независимость... С основанием Монастыря в его окрестностях стали селиться крестьяне, которые "сотвориша себе различные почины и составиша села и дворы мнози".

На Маковке вокруг Троицкой церкви возник небольшой уединенный монастырь. Сергий Радонежский принимал к себе изъявивших желание вместе с ним, которых не страшили трудности. Заселение местности шло очень быстро: где недавно был один сплошной дремучий лес, уже виднелись села и деревни... Новые соседние жители с величайшим усердием начали снабжать Сергия всем необходимым. "И начаша, - говорит о них Епифаний, - посещати и учащати в монастырь, приносяще многообразная и многоразличная потребования им же несть числа".

На территориях, вошедших затем в состав современного города, первые поселения появляются уже в конце 14 века... и распологались обычно в 1-3 километрах вокруг Монастыря: село Клементьево - с юга, Копнино - с юго-запада, Панино - с запада, Благовещение - с северо-запада, Кукуево - с севера и лишь с восточной стороны близко к его ограде подходили служние слободы.

В 60-х годах 14 века - в Золотой Орде выдвынулся Мамай, стал ханом-правителем на большой части территории Руси. Титул хана носил Чингисхан и его преемники. Татаро-монгольское иго разоряло русские поселения, проводило всеобщее огрубение и одичание, было естественным следствием.

Имя преподобного Сергия неразрывно связано со знаменитой, решившей судьбу России, Куликовской битвой, победой Дмитрия Ивановича над Мамаем. Отправляясь на битву с ханом, Дмитрий Иванович... приезжал к преподобному Сергию в его монастырь, чтобы получить от него напутственное благословение. "Великий князь Дмитрий Иванович (1362-1389)... вступил с Сергием в родство духовного соотечества или кумовства, приглашая его крестить своих... двух сыновей: Юрия в 1374 году и Петра в 1385 году".

Зарождение этого города произошло еще в конце 14 – начало 15 веков, когда  несколько поселений образовались вокруг Троице-Сергиева монастыря. Также Сергиев Посад, несомненно, связан с русским святым Сергием Радонежским.

В 1408 году монастырь был сожжен, но к 1411 году его восстановили. Спустя несколько лет на смежных землях с монастырем стали строить каменные строения. Первым из которых стал Троицкий собор, где захоронили и по сегодняшний день находятся мощи святого Сергия Радонежского.

С начала 17 века стали появляться первые поселения, которые носили название Кукуево, Клементьево, Панино.  Помимо этих трех поселений стали также появляться слободы мастеров, которые и носили названия связанные с определенным мастерством, например, Конюшенная или Стрелецкая.

По приказу Елизаветы Петровны в 1744 году монастырю было присвоено звание Лавры. На протяжении нескольких веков появлялись все новые и новые поселения, а какие-то разрастались, когда они окружили монастырь, речь зашла об объединении. Поэтому в 1782 году императрица Екатерина II утвердила приказ, что все села должны объединиться в одно торгово-промышленное селение и создать город Сергиев Посад. Основное ремесло, которым занималось население, была торговля и ремесленничество.

Город развивался не только за счет торговли, но и, конечно же, за счет монастыря. Так как многие паломники приезжали, чтобы посетить данный монастырь, им нужно было где-то жить, поэтому стали строить гостиницы, лавки, богадельни.

Занимались также изготовлением предметов религии: иконы, свечи, крестики и т.д.

Уже в 1845 году было создано шоссе, которое соединяло провинциальный город с  Москвой, а в 1862 году появилась железная дорога.

Помимо монастыря монахи также развивали промышленность, особенно в 19 веке: бумажная фабрика, завод по производству кирпича, типография.

В советское время Сергиев Посад носил другое имя  - Загорск, и лишь в 1991 году ему вернули прежнее историческое название. Такое название Загорск было присвоено в честь военного деятеля. Хотя многие считают, что есть горы с таким именем недалеко от города,  которые преграждают путь к нему.

В 1914 году смогла начать свою работу Духовная академия, которая вскоре была закрыта в 1918 году, когда началась революция. Вместо Лавры был открыт музей, и лишь в 1946 году Лавра была возрождена, а академия продолжила свою работу, по приказу Сталина.

Очень интересной особенностью Сергиева Посада считается сергиевская игрушка, из-за чего этот город прозвали «столица потешного царства». Если около Лавры приобрести игрушку, значит, человек совершит богоугодное дело. Здесь производили и производят игрушки, а также давно существует фабрика по резьбе.

Важные события для монастыря, а значит, и для Сергиева Посада стоит также отметить:

  • Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году
  • Иван Грозный был крещен в этом монастыре
  • Около 16 месяцев в начале 17 века монастырь находился в осаде польско-литовских интервентов
  • Когда был стрелецкий бунт в 1689 году, Петр I смог укрыться именно в монастыре

В 1993 году Троице-Сергиева лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня Сергиев Посад – это город, который входит в Золотое кольцо России и несет в себе историческую ценность, с историей в несколько веков.

Достопримечательности

Водопад Гремячий ключ
Всего в паре часов езды от Москвы скрывается благодатное, чудное и просто дарящее радость место — водопад Гремячий ключ. По преданию, родники, расположенные на крутом берегу реки Вондиги между деревнями Взгляднево и Ляпино, раскрылись благодаря молитве Сергия Радонежского.

Красногорская площадь
Главное место прогулок жителей Сергиева Посада и великолепная смотровая площадка, стоя на которой, можно полюбоваться едва ли не дюжиной городских достопримечательностей, Красногорская площадь расположилась между восточной стеной Троице-Сергиевой лавры и проспектом Красной Армии.

Музейный комплекс «Конный двор»
Музейный комплекс «Конный двор» — один из четырех филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Он занимает солидную территорию бывших монастырских конюшен на берегу Белого пруда, что на углу комплекса Троице-Сергиевой лавры.

Покровский Хотьков монастырь
Всего в нескольких километрах от Троице-Сергиевой лавры на живописном берегу небольшой речки Пажа расположился Покровский Хотьков женский монастырь, одна из древнейших обителей на Руси. Точных сведений о времени основания монастыря и его создателе до сих пор нет.

Сергиево-Посадский музей-заповедник
Сергиево-Посадский музей-заповедник учредили в 1920 г. — изначально для упорядочения монастырского собрания древнерусского искусства, однако с 30-х гг. работа приобрела антирелигиозную направленность. Новым витком в жизни комплекса стали послевоенные годы .

Смотровая площадка «Блинная гора»
Смотровая площадка под веселым и немного волшебным названием «Блинная гора» — лучшее место в Сергиевом Посаде для того, чтобы насладиться головокружительным видом Троице-Сергиевой лавры во всем ее торжественном великолепии.

Троице-Сергиева лавра
Безусловно, самая главная достопримечательность Сергиева Посада — Троице-Сергиева Лавра, давшая начало городу, — символ русского православия. На протяжении всего своего существования монастырь был важнейшим духовно-культурным центром.

Абрамцево
Не доезжая 15 км до Сергиева Посада, свернув на живописную тенистую дорогу, можно попасть в одну из самых знаменитых усадеб Подмосковья — музей-заповедник «Абрамцево». В разное время здесь жили и творили не только знаменитые художники 19-20 веков, но и известные скульпторы, и маститые писатели.

Гефсиманский Черниговский скит
В трех километрах на юго-восток от Лавры находится Гефсиманский Черниговский скит, не уступавший в свое время Лавре по числу паломников.

Дом Павла Александровича Флоренского
В Сергиевом Посаде (бывшем Загорске) множество духовных мест, ставших, одновременно, достопримечательностями этого замечательного города. Один из таких объектов, привлекающих внимание туристов, — дом Павла Александровича Флоренского на Дворянской улице.

Источник преподобного Саввы Сторожевского
Преподобный Савва Сторожевский, наиболее почитаемый, уважаемый и известный ученик преподобного Сергия Радонежского, больший отрезок жизни посвятил служению в Троице-Сергиевой Лавре, избирался духовником Троицкой братии.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Над всей Троице-Сергиевой лаврой царит бирюзово-белый столп 88-метровой колокольни с венчающей ее золотой короной. Все 5 ее ярусов словно парят в чистом воздухе, полном благодати от намоленных церквей и соборов. С колокольней связаны драматические страницы эпохи российского богоборчества.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде
Одна из самых замечательных достопримечательностей Сергиева Посада, Музей игрушки расположился в старинном особняке из красного кирпича, способного поспорить своим русским сказочным великолепием с находящейся напротив Троице-Сергиевой лаврой.

Музей крестьянского быта в Сергиевом Посаде
На одной из улочек Сергиева Посада, чуть в стороне от основных достопримечательностей находится маленький частный музей крестьянского быта «Жили-были». Его даже не сразу замечаешь среди жилых домов, если бы не вывеска с объявлением о покупке и принятии в дар предметов старины.

Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде
Сергиев Посад — старинный русский город, слава о духовных примечательностях которого простирается по всей России. Одна из них — памятник Сергию Радонежскому, установленный у входа в Троице-Сергиеву лавру, созданную преподобным.

Парк «Скитские пруды»
Главный и заслуженно любимый местными жителями и туристами парк Сергиева Посада, «Скитские пруды» раскинулся на живописной местности между Черниговским и Гефсиманским скитами, в юго-восточной части города.

Пафнутиевский сад
Благословенный уголок природы, Пафнутиевский сад широко раскинулся сразу у южной стены Троице-Сергиевой лавры. Точная дата его появления неизвестна, однако предание гласит, что некогда здесь располагались огороды — луковый да капустный, урожаем которых кормилась братия и местные жители.

Пустынь Святого Духа Параклита (Сергиев Посад, пос. Смена)
Сергиев Посад славится в России и за ее рубежами своими священными местами. Возле поселка Смена, километрах в шести от лавры, находится примечательное духовное место Сергиева Посада — пустынь в честь Святого Духа Параклита.

Серапионова палата
В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с серебряной ракой святого Сергия Радонежского видна высокая двустворчатая дверь из кованого железа. В ее верхней части заметно отверстие с рваными краями — след от польского ядра, залетевшего сюда в Смутное время.

Троицкий собор Сергиева Посада
Троицкий собор — самый главный храм Троице-Сергиевой лавры, самое древнее сооружение на его территории. Несмотря на компактный размер (высота от фундамента до верхушки креста всего 30 м), церковь создает иллюзию довольно массивного сооружения.

Успенская церковь Сергиева Посада
Возвели Успенскую церковь еще в 18 веке в селе Клементьево, вошедшем позднее в состав образовавшегося Сергиева Посада. Она была не первой на этом месте, но предыдущие строения разрушили пожары и набеги врагов, а эта сохранилась до наших дней.

Усыпальница Годуновых
На территории большой и роскошной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — одного из главных оплотов РПЦ, среди величественных соборов, монастырских помещений и туристических сувенирных лавок находится неприметная на первый взгляд и даже в какой-то степени невзрачная постройка — усыпальница Годуновых.

Царские чертоги
Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой лавры, сложно не заметить пестрое здание Царских чертогов. Этот двухэтажный дворец 17 века привлекает внимание яркими покрытыми изразцами стенами. Здание Царских чертогов — бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича.

Этнографический парк «Кочевник»
Увидеть настоящие юрты и чумы, познакомиться с культурой и обычаями чукчей, ненцев, монголов, казахов, киргизов и многих др. народов кочевой жизни, научиться стрелять из лука, покататься на верблюдах и поиграть с северными ездовыми собаками — все это входит в экскурсионную программу «Кочевника».

Города

Имеются вопросы?

Пожалуйста, и мы проконсультируем вас в удобное для вас время.

Справочник туриста

Здесь вы найдёте ответы на часто задаваемые вопросы, подробности об истории городов и отзывы туристов.