Печоры

Печоры

История
Название «Печоры» происходит от старо-рус. «печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская летопись определяет 1392 годом.

Основание поселения Печоры относится к 1472 году. По данным летописей, это событие связано с деятельностью православного священника Ивана (в иночестве — Ионы), который в 1472 году бежал сюда из Дерпта (Тарту) после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви, поставленной от пскович», и основал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь; поселение развивалось как посад при данном монастыре. В 1473 году была освящена Успенская церковь этого монастыря, первоначально прорубленная в пещере.

В XVI — начале XVIII веков Печоры были важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В начале XVI века монастырь был разрушен рыцарями-католиками Ливонии, но вскоре отстроен заново. Особенно укрепился и разбогател он при игумене Корнилии (управлял монастырём с 1529 по 1570 год). В 1565 году монастырь был обнесён стенами с 9 сторожевыми башнями и тремя воротами (после чего стал называться Печорской крепостью), а внутри были построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Именно здесь (если не самим Корнилием, то под его непосредственным руководством) был составлен летописный свод — Третья Псковская летопись.

В 1581—1582 годах Печорская крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611—1616 годах — польских войск Яна Ходкевича и шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700—1721 годов — осаду шведских войск Карла XII в 1701 и 1703 гг.

Именным указом императрицы Екатерины II от 7 (18) июня 1782 года Печоры получили статус города, который стал центром образованного этим же указом Печорского уезда.

Печорский уезд просуществовал недолго. Согласно штатам губерний, утверждённых Павлом I 31 декабря 1796 (11 января 1797) года, Псковская губерния разделялась на шесть уездов. На момент издания штатов в состав губернии входили девять уездов и, следовательно, три подлежали упразднению. Одним из ликвидированных уездов стал Печорский.

К началу XX века в Печорах было 11 улиц и переулков общей длиной 1605 сажен (3,42 км) и 5 площадей. Город был почти исключительно деревянным — из 228 жилых строений насчитывалось лишь 7 каменных и 6 «полукаменных». Улицы Печор освещались керосиновыми фонарями, которых в городе было 31. Водопровод в городе отсутствовал, источниками воды служили колодцы и речка Пачковка.

Промышленное предприятие в городе было одно — кожевенный завод, кроме того, насчитывалось 115 ремесленников. В Печорах было 10 легковых извозчиков, все они были заняты перевозкой пассажиров между городом и железнодорожной станцией. Также в городе работала почтово-телеграфная контора.

В городе функционировала земская больница на 24 койки, медицинский персонал состоял из врача, фельдшерицы-акушерки и одного фельдшера (к 1914 году число фельдшеров возросло до трёх и был открыт фельдшерский пункт). Земская больница, помимо города, обслуживала также сельское население Печорской, Слободской и половины Паниковской волостей Псковского уезда. Кроме медицинских, в городе был также земский ветеринарный врач и участковый ветфельдшер.

В период Первой мировой войны город в конце февраля 1918 года был оккупирован германскими войсками. После вывода кайзеровской армии из Прибалтики Печоры стали объектом борьбы между Красной Армией и войсками буржуазной Эстонии. 30 ноября 1918 года в покинутые немцами Печоры вступили советские войска, но 4 февраля 1919 года в результате контрнаступления город заняли эстонцы (2-й пехотный полк 2-й дивизии). Затем 11 марта 1919 года Печоры вновь перешли под контроль 10-й стрелковой дивизии Красной Армии, но ненадолго — уже 29 марта эстонские войска повторно овладели городом и удерживали его вплоть до конца войны.

В 1920 году в соответствии с условиями Тартуского мирного договора город вошёл в состав Эстонии и стал административным центром уезда Петсеримаа (от эстонского названия города «Петсери»). В 1920-е годы в Эстонии на равных использовались как русский, так и эстонский варианты наименования города. В 1930-е годы, с ростом авторитарных и националистических тенденций в республике, русский вариант был вытеснен из употребления — не только в официальных документах, но и в русскоязычной печати разрешалось использовать лишь эстонский ойконим «Петсери». В 1935 году были пересмотрены также названия городских улиц, причём ряд русских топонимов был заменён на эстонские.

После присоединения города к Эстонии русское «Городовое положение» стало применяться к Печорам в полном объёме (в Эстонии оно действовало до 1938 года). Город получил полноценную систему органов местного самоуправления — городскую думу и избираемую ею городскую управу во главе с городским головой. Дума состояла сначала из 17, затем из 15 гласных и избиралась жителями города на трёхлетний срок. Как правило, на думских выборах разворачивалась борьба между эстонской и русской общинами города, каждая из которых выставляла на выборах один или несколько избирательных списков. Успех на выборах неизменно сопутствовал эстонцам: как правило, они составляли две трети гласных. Городскими головами в межвоенный период также были исключительно эстонцы.

В эстонский период территория города расширилась, достигнув к середине 1930-х гг. 2,49 км² (в том числе застроенная территория — 1,89 км²). Население Печор за время эстонской независимости выросло в 2,5 раза. По темпам роста Печоры занимали второе место в Эстонии, уступая лишь таллинскому пригороду Нымме. Демографический рост протекал неравномерно — численность населения города устойчиво росла в 1920-е годы, но затем в условиях экономического кризиса практически стабилизировалась. Рост возобновился лишь во второй половине 1930-х годов, с улучшением экономической конъюнктуры. Несмотря на резкое увеличение населения, Печоры оставались маленьким городом — по численности населения они находились лишь на 11-м месте в Эстонии, и из уездных городов превосходили только Пайде и (незначительно) Курессааре. По данным переписи 1934 года, в Печорах проживало лишь 6,6 % населения Петсеримаа (самый низкий показатель среди уездов Эстонии).

Важной чертой демографического развития довоенных Печор стала также значительная эстонизация населения города (см. ниже), в результате которой чисто русский до революции город к середине 1930-х гг. приобрёл смешанный эстонско-русский национальный состав, при небольшом перевесе титульного этноса.

В 1931 году станция Печоры стала железнодорожным узлом — 28 июля вступила в строй линия на Тарту. Таким образом, Печоры получили кратчайшую железнодорожную связь со столицей республики. В 1920-е годы в Печорах появились первые автомобили, но число их до конца 1930-х годов не превышало двух десятков.

В образовательной сфере значимым моментом в эстонский период истории Печор стало открытие в городе 24 января 1919 года первого среднего учебного заведения — Печорской реальной гимназии (с 1923 года — общегуманитарная гимназия). Преемником этого учебного заведения сегодня считается Печорская лингвистическая гимназия. Гимназия была организована на базе высшего начального училища. В гимназии первоначально было два отделения — русское и эстонское. В 1937 году в результате реформы средней школы в гимназии осталось только эстонское отделение. Стремясь сохранить русское среднее образование в Петсеримаа, меценат Б. Б. Линде в том же году открыл в городе частную гимназию, но проработала она только один год. В августе 1940 года предполагалось вновь открыть в Печорской гимназии русское отделение, но из-за политических перемен в Эстонии эти планы не были осуществлены. Система начального образования в Печорах в межвоенный период была представлена двумя начальными школами. Также в городе была одна профессиональная школа. Кроме того, в 1933 году в монастыре была открыта духовная семинария, которая до 1940 года произвела три выпуска.

В эстонский период в Печорах начали издаваться собственные газеты, как на русском, так и на эстонском языке. Однако из-за небольшого количества читателей эти издания, как правило, не были долговечными. Наиболее известная русская газета «Печерянин» (она выходила и на эстонском языке) издавалась лишь полгода (с 16 июля по 10 декабря 1920 года, всего было выпущено 39 номеров). Из эстонских газет наиболее долговечной стала «Petseri Uudised: Petseri eestlaste häälekandja». Это издание выходило с 4 июня 1932 года по 31 декабря 1937 года (вышло 382 номера).

Факт принадлежности города Эстонской Республике благоприятно сказался на судьбе Псково-Печерского монастыря, который не был закрыт, как это произошло в 1920-е—1930-е годы со всеми монастырями в СССР. В то же время в рамках эстонской аграрной реформы большая часть земельных владений монастыря в мае 1925 года была конфискована. Монастырю были оставлены лишь 16 десятин непосредственно под постройками и ещё 50 десятин вне Печор. В результате обитель осталась практически без средств, и в дальнейшем могла существовать в основном за счёт государственной поддержки и частных пожертвований. Кроме того, настоятель монастыря епископ Иоанн (Булин) вступил в конфликт с руководством Эстонской православной церкви и в 1932 году был отстранён от должности.

24 мая 1939 года в городе произошёл катастрофический пожар. Из 650 городских домов огнём было уничтожено 212, около 1,5 тысяч человек остались без крова. От огня пострадали и некоторые прилегающие к Печорам деревни, где сгорело несколько десятков домов.

После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году город первоначально оставался в пределах административных границ Эстонской ССР. 10 июля 1941 года Печоры были оккупированы нацистской Германией, и с декабря 1941 года в качестве окружного центра были включены в состав генерального комиссариата «Эстония» Рейхскомиссариата «Остланд». Город был освобождён 11 августа 1944 года войсками 291-й стрелковой дивизии 116-го стрелкового корпуса 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта в ходе Тартуской операции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав РСФСР и включены в одновременно образованную Псковскую область. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 года в составе Псковской области был образован Печорский район, и Печоры стали его административным центром. Первоначально в составе Эстонии был оставлен Печорский железнодорожный узел. Он был передан в состав РСФСР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 года вместе с прилегающей территорией (деревни Малая Кулиска, Ключи и Тамме), а взамен этого деревни Подмогилье и Пердага вошли в состав Эстонской ССР.

С 2007 года Печоры были исключены из погранзоны и ныне въезд путешественников со стороны России в него свободный.

Старинный русский город Печоры, центр одноимeнного района Псковской области, расположен сегодня, как и сотни лет назад, на самой западной границе России. За кордоном - соседнее государство Эстония, не забывшая еще, что сравнительно недавно Печорский район принадлежал ей, а его главный город назывался "Петсери". Правда, продолжалось это недолго, и странное для русского уха название теперь забыто, а Печоры славятся на весь мир неповторимым и очаровательным древнерусским архитектурным ансамблем, который, будто золотой орех из сказки, заключен в скорлупу крепостных стен и башен.

В Печорском районе Псковской области проживают представители одного из самых малочисленных народов – сету (сето). На сегодняшний день к этой финно-угорской этнической группе себя относят около 13 тысяч человек, из которых чуть больше 200 живут в Печорах.

Сету – православные, и для них был построен приходской храм Св. Великомученицы Варвары. В церкви сохранился старинный иконостас, а богослужение проводится на двух языках – эстонском и церковнославянском.

Псковская область – древний русский край с уникальной северной природой. Здесь зарождалась российская государственность, жили княгиня Ольга, князь Игорь и князь Владимир.

Природный облик района формировался в ледниковое и послеледниковое время. Следы оледенения представлены крупными моренными холмами возле города Печоры. В районе города, вблизи эстонской границы сохранились сосновые леса, некогда густо покрывавшие всю территорию Печорского района. Через территорию района и город проходят важные транзитные пути, которые связывают центральные и северо-западные области России с Эстонией и Латвией. От Пскова до города Печоры 47 километров по железной дороге или 52 километра по шоссе.

Достопримечательности
Города Псковской области – это символы стойкости и мужества, несокрушимости русского духа. Один из них – на западе области. Достопримечательности Печор и Печорского монастыря – уникальные свидетельства многовековой истории русского православия, и с каждым годом все больше туристов и паломников устремляются в эти святые места.

Город Печора не такой уж большой. И достаточно одного дня, чтоб охватить все достопримечательности городка. Но пройтись по нему неспешно все же стоит, чтоб оценить многообразие построек и сооружений небольшого, но милого городка.

Музей истории города Печоры
Первый краеведческий музей был основан в двадцатых годах двадцатого века. В музее можно изучить культуру и быт края. Расположена богатая коллекция археологии. Здесь же можно увидеть украшения, оружия и гончарные изделия прошлого, а также вещи современного периода.

Псково-Печерский монастырь
Главная достопримечательность Печоры, это, конечно же, Псково-Печерский монастырь. Уникален он тем, что построен в низине, хотя, обычно такие архитектурные сооружения строились на возвышенностях. Благодаря этому, даже в самую ветряную погоду, здесь полный штиль.

На территории монастыря расположены различные сооружения. В том числе находится святой источник, где можно набрать вкуснейшей родниковой воды. Даже если нет интереса к религии, по монастырю приятно просто походить и ощутить спокойствие и умиротворение.

Крепость Псково-Печерского монастыря
В начале Посково-Печерский мужской монастырь это был выкопанные в песке. В них, начиная с 1473 года, селились монахи-отшельники. Постепенно место обустраивалось, и со временем начали возводиться мощные охранительные стены и башни, как защита от возможных неприятелей. Было это в середине 16 века при Иване Грозном. Единственная крепость в своем роде, построенная в низине и повторяющая рельеф местности. Однако, это не помешало ни раз отражать напор и атаки неприятеля.

Михайловский собор
Когда входишь в монастырь, гостей встречает Михайловский собор. Построен он в 19 веке в память о войне с Наполеоном. И выдержан в стиле русского классицизма. Внутри храниться святыня десница мученицы Татианы. Очень популярная во всем мире.

Смотровая площадка Псково-Печерского монастыря
Рядышком с обителью есть смотровая площадка, с которой можно охватить весь вид на Псково-Печерский монастырь.

Святые врата Псково-Печерского монастыря
Из верхней части в нижнюю попадаешь через святые ворота, которые являются главным входом в монастырь. Над ними выстроена Петровская башня, в которой, если поднять голову, можно увидеть большие башенные часы. Они из меди. Войдя в изогнутые святые ворота, оказываешься на крутом спуске. Это, так называемый, «кровавый путь».

Спуск «Кровавый путь»
За аркой монастыря начинается спуск, который прозвали «Кровавый путь». Расшифровка такому названию храниться в одной из старинных рукописей.

Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Один из главных храмов является Успенский собор. С него и начинается история города. В начале это была простая небольшая пещера, а сейчас каменный собор.

Большая звонница
Большая звонница довольно крупное сооружение Псково-Печерского монастыря и Северо-западного края России. Расположено рядом с Успенским собором. В ней выстроено 7 пролетов, шесть старинных и одно более новое, в которых располагаются непосредственно колокола. Их 17 штук различного веса и звона.

Если обойти с востока бойницу, то там можно увидеть в отдельной башне часы, которым находятся здесь с 16 века.

Святые пещеры
В Святых пещерах захоронены около 10 тысяч монахов и мирских жителей. Доступ туда открыт в определенные дни недели и часы. К группе прикрепляют монаха, который и ведет экскурсию. При входе выдают свечи за пожертвование. В подземных пещерах фотографировать категорично запрещено.

Петровский бастион
В Петровские времена, когда важно было пробиться к Балтийским моря, Псков оказался в эпицентре событий. Во время военных действий его укрепили валами и бастионами. До нашего времени дошли не все сооружения, но, например, рядом с Михайловской башней. На этих опорных пунктах обороны устанавливались орудия, чтоб обстреливать противника.

Водонапорная башня
Одно из старейших сооружений города. Одно время здесь находилась первая электростанция города.

Памятник фонарю
Рядом с водонапорной башней стоит памятник уличному фонарю, на котором сидят парочка воробьев, также, выкованных из железа. Местная достопримечательность, рядом с которой приятно фотографироваться на память.

Лютеранская кирха Святого Петра
Лютеранская кирха построена в начале двадцатого века. В готическом стиле из красного кирпича. В ней находится уникальный орган, который можно послушать на проходившихся здесь концертах в период с мая по октябрь.

Международный культурный центр
Отреставрированный дом народной дружины открыт в 2014 году и получил новое название – международный культурный центр. В реставрации также участвовали соседние прибалтийские государства, Эстония и Латвия.

Дом Т. Г. Русакова
На Псковской улице расположен дом-усадьба Русакова. Местного лесного промышленника. Внешний вид двухэтажного дома разработан самим хозяином.

Музей-усадьба народности сето в деревне Сигово
Частный музей, располагающий в усадьбе сетусского зажиточного крестьянина. Уникальность музея в том, что это единственный музей в России, где знакомят с исчезающей народностью сету. Здесь собрана и одежда и предметы обихода. Можно узнать как племя Сето приняло христианство, но продолжало почитать своего языческое божество Пеко.

Города

Имеются вопросы?

Пожалуйста, и мы проконсультируем вас в удобное для вас время.

Справочник туриста

Здесь вы найдёте ответы на часто задаваемые вопросы, подробности об истории городов и отзывы туристов.